Финансовый кризис и цены на автомобили-что нас ждет?

От мирового финансового кризиса страдают не только банки. Обвал рынка коснулся автопроизводителей по всему миру. Российские компании также испытывают трудности: "Группа ГАЗ" на треть сократила планы по производству Volga Siber, акции компаний дешевеют. В то же время банки прекращают выдавать автокредиты и переводят свои кредитные программы в иностранную валюту, а страховщики сообщают о снижении количества застрахованных по "КАСКО" автомобилей. Чего ожидать покупателям в ближайшие месяцы? Большинство автодилеров уже объявили о сезонных скидках, банки — о беспроцентных автокредитах, Говоря про цены на автомобили, нужно иметь в виду две составляющие вопроса.Первая – это, собственно, могут ли автопроизводители снижать цены. Здесь ответ положительный, поскольку даже при текущем уровне средней рентабельности по российской отрасли (к примеру, 5-10 процентов) существуют всевозможные наценки. Производитель или генеральный дистрибьютор регулирует продажи этих автомобилей, наценки по территории России. Плюс, на сегодняшний момент и российские, и западные автопроизводители ведут программу сокращения издержек, которая тоже во что-то выльется. При этом, помимо снижения спроса на производимую продукцию – автомобили, по всему миру наблюдается снижение цен на материалы, из которых делаются автомобили. В целом, вряд ли, что снижение цен на автомобили по отдельным маркам суммарно составит больше чем 15-20 процентов. Это максимально. И произойдет ли это – большой вопрос.Вторая составляющая этого вопроса связана с валютными курсами. Российские предприятия продают автомобили за рубли. Иностранцы-импортеры и российские производители автомобилей на данный момент имеют смешанную политику: одни привязаны к курсу доллара/евро, другие - нет. Многие автомобильные генеральные дистрибьюторы фиксируют цены в рублях на определенный период: на квартал, на полгода или на год. Но их политика изменится в связи с более резкими колебаниями курса валюты/рубля, и они, чтобы снять с себя риск, перейдут к ценам, которые будут выражаться в валюте. Так что цены на иномарки в рублях, будут расти.

Все гадают, чем кончится кризис – предпочитают, имеющиеся деньги не вкладывать, а держать при себе. Основная паника в столице – до регионов пока кризис не дошел и на показателях компаний еще не сказался. Последствий здесь все равно ожидают: скорее всего, грядут увольнения, а если и не будут тысячами увольнять, как в Москве, все равно ударят по заработку – сократят не зарплату, а рабочее время. Граждане, имеющие свободную наличку, гадают, во что бы вложиться, чтобы если не выиграть, так потерять как можно меньше. Между тем, начались масштабные распродажи – снижение цен коснулось даже продуктов питания. Цены на недвижимость в столице как минимум остановились. Снижение цен на автомобили обусловлено прежде всего сезонным фактором, но все равно для большинства людей — это еще одна возможность с умом потратить деньги в тот момент, когда неизвестно, сколько они вообще будут стоить через месяц.

Что у нас будет в ближайшее время? Все зависит от глубины кризиса. Если кризис будет глубоким, то общее движение рынка устремится в сторону снижения бюджета по более дорогим автомобилям. Если сейчас средняя стоимость приобретения автомобиля составляет 25-30 тысяч долларов, то в ближайшем будущем она будет смещена в более низкий сегмент, скажем, от 15 до 20 тысяч.
Таким образом, если машина нужна именно сейчас но денег нет, то брать сейчас но кредит короткий. Более длительный период не предсказуем на валютном и кредитном рынке, с заработной платой ситуация также непредсказуема.